Что представляют собой психологические индикаторы
- Всё про деньги

Что представляют собой психологические индикаторы

психологические индикаторыСреди огромного числа индикаторов различного назначения, особую группу занимают психологические индикаторы. Не секрет, что слухи и ожидания рыка во многом определяют движения цены. Также, общеизвестно, как хорошо работают психологические (круглые) уровни, возле которых резко возрастают объемы открываемых позиций. 

Давайте более подробно рассмотрим психологические индикаторы и влияние «информационного потока» на принятие трейдером практических решений.

Это достаточно специфическая группа индикаторов, в основе которых лежат либо статистические данные, либо паттерны психологической реакции человека и поведение участников рынка.

В группе психологических индикаторов нет математических формул, вероятностей и часто рыночные движения, которые эти индикаторы идентифицируют, лишены даже элементарной логики и не поддаются объяснению. Эти индикаторы не устанавливаются в торговый терминал, а увидеть их графическое изображение, за небольшим исключением, проблематично. Выделяют несколько типов индикаторов этой группы: индикаторы консенсуса и приверженности.

Психологические индикаторы консенсуса (Contrary Opinion)

Известны многим как индикаторы противоположного мнения. Они привлекают внимание  трейдера к потенциальной  возможности разворота рыночной тенденции. Суть заключается в постулате «Пока толпе на рынке имеет разногласия в оценке и прогнозе, тренд будет продолжаться. Если же толпа достигает консенсуса, рынок готов развернуться». То есть, когда практически вся толпа поддерживает «бычьи» настроения, пора продавать, если же склоняется к «медведям», готовитесь покупать актив.

Теоритические предпосылки этих индикаторов заложены Шарлем Маккеем, который обосновал постулат об ошибочном мнении толпы: цены на рынке устанавливаются толпой и к моменту, когда все уже стали «быками» новых покупателей, необходимых для поддержания бычьего рынка уже нет. Как же работать практически с этими индикаторами. Существует несколько вариантов:

Прежде всего, это работа с совокупностью различной информации, доступной широкому кругу трейдеров. По сути, она отображает «настроение рынка». Источниками такой информации являются общие и специализированные СМИ. Если в информационных источниках (пресса, телевидение, специализированные обзоры аналитиков) общее  мнение на перспективы рынка отсутствует, то можно ожидать, что текущий тренд на рынке будет продолжаться, а когда их взгляды практически становятся единогласными, нужно ожидать, что ситуация на рынке в скором времени изменится.

торговые стратегии

Изучение настроений обозревателей рынка. Существует несколько специализированных компаний, которые изучают настроение рынка путем еженедельных опросов различных инвестиционных компаний. «Инвесторз интеллидженс»  является одной из таких компаний, специалисты которой регулярно публикуют отчеты по числу продавцов/покупателей на различных рынках. Эти результаты доступны всем в открытом эфире. Трактовка показателей следующая: если количество продавцов в рамках обзора находится на уровне 55%, то актив на рынке достиг  своего дна, а если число продающих достигает 15%, а число покупателей — 65%, актив на рынке рынок находится у вершины. Аналогичные исследования проводит служба Market Vane, но методика подсчета рыночных настроений у нее другая: используется 9-бальная система оценки рынка, а затем оценки умножаются на численность подписчиков, и подсчитывается «уровень консенсуса», исчисляемый в процентах. При достижении настроения покупателей  уровня 80%, следует ожидать разворота рынка. Если процент покупателей составляет от 20 до 30% процентов, пора подумать о покупках актива.

Индикаторы приверженности

Отчеты СОТ (Commitments of Traders) . Данные публикуются еженедельно в бюллетени  CFTC. Отчеты можно посмотреть здесь:

http://www.cftc.gov/MarketReports/CommitmentsofTraders/index.htm

Для анализа приверженности трейдеров используется  формула СОТ, суть которой заключается в расчете разности значений между «чистыми позициями» коммерсантов (разность всех открытых позиций к закрытым между различными парами коммерсантов). Существуют градации значения минимального и максимального  показателя этой разности. Если индекс СОТ превышает  80 % то рынок готов валюту покупать, если СОТ< 20 % – валюту необходимо продавать.

Что представляют собой психологические индикаторы

На рынке Форекс «настроения трейдеров» отображаются в специальных индикаторах с информацией о процентном соотношении открытых позициях на продажу/ покупку валютной пары и объемах открытых позиций (статистические данные). Визуально они  представлены так:

Однако, эта информация не относится ко всей совокупности торговых позиций на форекс рынке, а является данными только по позициям трейдеров конкретного брокера. Экстраполировать ли ее на весь рынок или нет, решать вам. Кроме того, однозначного подхода к трактовке этих данных нет. Некоторые предлагают трендовую интерпретацию этих данных, то есть, рынок будет двигаться в направлении большего показателя открытых сделок (если число открытых сделок на продажу или покупку составляет 70% — 90%, то рынок продолжит свое движении в этом направлении). Другие, предлагают интерпретировать этот индикатор, как индикатор консенсуса, то есть, если число трейдеров с открытыми позициями в каком-либо направлении превышает 90%, следует ожидать разворота текущего тренда.

В заключении следует сказать, что применение психологических индикаторов не является какой-то панацеей от потерь на рынке, но при правильном подходе к ним может стать дополнительным инструментом анализа рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *