- Старт Бизнеса

Как зарегистрировать ИП в налоговой. Пошаговый план без головной боли

Как зарегистрировать ИП без излишней головной боли? Расскажем о порядке действий, как учесть все самое важное и куда именно обращаться за регистрацией. В статье приведены несколько способов осуществить задуманное, от традиционных до самых современных, с использованием онлайн-сервисов.

Итак, план действий таков.

1. Определить вид деятельности

Важный шаг. Определить вид бизнеса важно не просто для самого себя, а с точки зрения ОКВЭД, то есть Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. От того, к какому виду отнести деятельность в классификаторе, может сильно зависеть количество, вид и размер уплачиваемых налогов.

Кроме того, не все виды бизнеса могут существовать в форме ИП. Так, нельзя заниматься производством алкоголя и его розничной продажей, заниматься страхованием, оказывать банковские услуги, есть и другие ограничения.

В заявлении на открытие ИП можно указать несколько видов экономической деятельности (каждому из них соответствует свой определенный код). Виды деятельности потом можно будет изменять при необходимости.

Как зарегистрировать ИП в налоговой. Пошаговый план без головной боли

2. Выбрать систему налогообложения

В настоящее время в сфере налогообложения многое изменилось. Так, пропал распространенный ЕНВД, который был популярен среди индивидуальных предпринимателей в розничной торговле. Вместо него появляется патентная система, продолжает действовать «упрощенка». Вопросу выбора налоговой системы требуется уделить серьезное внимание. Полезным будет проконсультироваться у специалиста.

С налогами нужно определиться еще и потому, что «по умолчанию» налоговая поставит предпринимателя на общую систему, со ставкой 13 процентов. При этом УСН предполагает 6-процентное налогообложение. Заявлять же о том, что он имеет право и желает применять УСН, предприниматель должен сам. Если упустить время, придется платить 13 процентов за действующий налоговый период, то есть до конца года.

3. Собрать документы

Предыдущие этапы проходят еще до самого обращения в налоговую. Определившись с видом бизнеса и налогами, оформляют заявление на открытие ИП по специальной форме Р21001. Сейчас документ можно скачать и заполнить в электронном виде. Этот бланк и другие формы для предпринимателя есть на сайте налоговой инспекции, рекомендуем скачивать оттуда, так как бланки могут изменяться, как и требования к заполнению.

Рекомендации по заполнению также полезно внимательно изучить, чтобы не переделывать документы. Налоговая – это такое учреждение, которое любит придираться к каждой запятой.

Следующий шаг – заверить свое заявление у нотариуса. А также уплатить госпошлину. После чего представить документ в налоговую инспекцию, к которой относится предприниматель. После этого в 5-дневный срок (учитываются только рабочие дни) налоговая регистрирует ИП и присваивает ему номер в ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).

Именно этот номер, для юридических лиц ЕГРЮЛ, будет основным идентификатором предпринимателя и указывать на то, что бизнес зарегистрирован официально и сведения о нем можно проверить.

Вот список всех документов для предоставления в отделение ФНС. Копия паспорта, квитанция об уплате пошлины, заявление о регистрации, копия ИНН. Копия паспорта – это страницы 2 и 3, а также печать о регистрации по месту жительства.

Кроме того, если есть такое право и выбран специальный режим налогообложения, например, УСН, нужно заполнить заявление о постановке на учет именно по этому режиму.

В отдельных случаях могут потребоваться другие документы. Это может касаться, например, несовершеннолетних, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность и нужно оформить согласие родителей на открытие своего бизнеса.

4. Подача документов

Сегодня есть несколько способов подачи документов и уже необязательно самому являться в налоговую и сидеть в очереди, пусть даже электронной.

Пакет документов можно отправить по почте, ценным письмом с описью сложения и уведомлением о получении. Это один из «старинных» способов. Точно также можно общаться с налоговой по любому практически официальному поводу, например, отправлять налоговые декларации. Опись, которая составляется отправителем, заверяют штампом работники почты, и данная бумага служит доказательством того, что вы отправили документы и сделали это в необходимые сроки.

5. Регистрация в налоговой через МФЦ

Расскажем еще про такой способ, как регистрация в налоговой через МФЦ, многофункциональный центр «Мои документы». Кстати, во многих МФЦ нужно представить всего 2 документа: заявление на открытие ИП и копию паспорта, можно даже не уплачивать пошлину. Это удобно и достаточно быстро, так как работа МФЦ в большинстве регионов организована четко и эффективно. Готовые документы также можно будет получить в МФЦ, об их поступлении придет SMS на указанный заявителем номер телефона.

6. Регистрация в электронной форме

Появились возможности регистрации в режиме онлайн, без посещения инспекции или МФЦ. Работает услуга через сайт налоговой службы.

Как зарегистрировать ИП в налоговой. Пошаговый план без головной боли

При электронной подаче также не взимается госпошлина. Однако здесь есть и свои сложности. Чтобы осуществлять юридические действия удаленно через интернет в государственных службах, необходимо иметь собственную цифровую подпись. Один раз получив подпись, можно ее применять во всех случаях для удаленного обращения за госуслугами, не только при регистрации ИП.

Самый, наверное, современный способ – это регистрация ИП в мобильном приложении. Чтобы установить приложение, необходимо перейти по ссылке, отсканировав QR-код. Публикуем актуальные на момент публикации статьи коды.

Как зарегистрировать ИП в налоговой. Пошаговый план без головной боли

Приложение есть в версиях как для iOS, так и для Android. Мобильные технологии работают порой намного быстрее, чем обычные версии для десктопов, меню в приложениях лаконичные и не нужно долго изучать огромные «простыни» сайтов государственных органов управления.