Цифра – это акцент
Цифра привлекает внимание сама по себе. Поэтому рекомендуется применять именно цифровую, а не словесную форму написания чисел. В художественных текстах принято использовать цифры, числа именно в словесной испостасьи: четыре, двадцать пять, триста семьдесят один. Таковы правила языка, но эти же правила разрешают написание в цифровой форме для информационных, публицистических текстов, рекламы и т.п. А уж в научных статьях цифровое написание однозначно необходимо.
И это благо, так как цифра сама по себе привлекает внимание, выбиваясь из общего текстового ряда.
«Подарок на 300 рублей каждому новому клиенту».
«Подарок на триста рублей каждому новому клиенту».
Если сравнить высказывания, видно, что число 300 бросается в глаза сразу, тогда как при написании «300» читатель ещё должен вникнуть в текст понять, что речь идет о числе.
Цифра привлекает внимание сама по себе. Она не только придает акцентный характер заголовку, но и хорошо «разбавляет» сплошной текст, создавая естественные «зацепки» для глаза. Взгляд не скользит по тексту, как по гладкому льду – ему есть на чем задержаться.
Цифра как повод задуматься
Встретив в заголовке или тексте цифры, читатель нередко склонен задумываться, пытаясь осознать данные. «Ежегодно в автомобильных авариях гибнет около 55 тысяч человек». А 55 тысяч – это население небольшого российского города – приходит в голову мысль. «Каждую минуту в аэропорту Хитроу приземляется 47 самолетов». Это гигантский трафик, которого нет даже на самых оживленных автострадах.
Цифровые данные, к тому же если они раньше читателю не были известны, способны вызывать удивление, над ними задумываются, пытаясь осознать. И читают текст с повышенным интересом в поисках дальнейших подробностей.
Точность и надежность информации. Научные данные
Применяя цифры, автор показывает, что взял данные не «с потолка», а обладает точной и проверенной информацией. По крайней мере, провел исследование по интернету и собрал точные данные в своем тексте.
Тема текста, в котором грамотно использованы цифры, абсолютно неважна. Цифровые данные присутствуют в любой области человеческой деятельности, даже в самой «гуманитарной».
«Исследования показали, что 93 процента читателей предпочитают книги в электронном виде».
В этом контексте полезно обращение к вводной фразе «по статистике». Сухие данные статистических подсчетов, поданные, как «жареный факт», вызывают неподдельный интерес, особенно, если читатель склонен к изучению темы.
«Статистика утверждает, что только 1 процент трейдеров получает на бирже прибыль. Так ли это? Проверим!»
«По данным статистики, 95 процентов новых предпринимателей терпит крах в течение первого года работы. Как войти в 5 процентов успешных? Давайте разбираться…»
Цифры и статистика в тексте создают ощущение надежности, «почвы под ногами». Не голословное утверждение и общие тезисы, а точный расчет и проверенная информация.
Выгода и потери в цифрах
Человек склонен интересоваться: а сколько именно можно получить, если?.. Далее уже неважно, что именно если. Заказать аудит сайта, купить абонемент в спортзал или увеличить площадь рекламы собственного бизнеса.
Если речь идет о том, чтобы больше заработать – то нам интересно, на сколько именно можно увеличить доход. Если заняться спортом – то на сколько именно и за какой срок можно сбросить вес или, наоборот, набрать мышечную массу. А вложения, скажем, в контекстную рекламу – какие проценты и суммы роста ожидаются?
Когда нам говорят о выгодах и подкрепляют утверждения цифрами, таким образом конкретизируют работу нашего воображения. Мы уже можем представить себе, что ежемесячный доход подрос на 10 процентов, и можно позволить себе кредит на хорошее авто. Или за месяц удалось избавиться от 5 килограммов веса, и можно позволить себе одежду, которая раньше была недоступна. Воображение сразу начинает считать и рассчитывать, рисуя картины новой, более радужной перспективы.
Обратная сторона этой же медали – угроза потерь, негативное обещание, предупреждение. «Курение снижает продолжительность жизни в среднем на 5 лет…За это время вы не успеете сделать очень многое…» «Ежедневно социальные сети впустую отнимают около 20 процентов нашего времени, что снижает уровень возможного заработка в среднем на…» И так далее, и тому подобное.
Цифры в негативном контексте возможных потерь убытков равно хорошо вызывают интерес и мотивируют. Может быть, даже лучше, чем рассказы о выгодах. Негативные картины активизируют воображение и эмоции сильнее – это известный факт. Поэтому, например, в рекламе и продающих текстах нередко используют обращение к различным страхам, обещая «чудесное исцеление».
Кстати, вернемся ненадолго к вопросу о выгодах. «Чудесное исцеление» сплошь и рядом предполагает сжатость времени. Предлагая решить сложную и острую проблему за короткие сроки, мы неизбежно привлекаем внимание и вызываем интерес даже самого завзятого скептика. «Как создать продающий сайт за 1 день». «Как оформить визу за 1 сутки». «Разговорный английский за 5 занятий».
Цифра в данном случае снимает тревогу и напряжение. Оказывается, все можно решить так быстро, а я-то мучался. Так думает читатель. Повторимся, обещанием «накормить толпу семью хлебами» заинтересуется даже скептик – хотя бы ради того, чтобы покритиковать. Но и внутри самого жесткого скептика тоже живет ребенок, который склонен надеяться на чудо и хочет получить желаемое прямо сейчас, а не когда-нибудь потом.
Нумерованные списки, рейтинги
Различные списки, грамотные и по делу, также привлекают и вызывают интерес. Но самый «взрывной» из видов списка – это рейтинг. Или, как разновидность, «ТОП».
Склонность соревноваться и болеть за кого-то заложена в нашу психологию, что ярче всего проявляется в спорте. Олимпийский пьедестал – это, по сути, «ТОП-3 лучших». Попасть в него – заветная мечта. Прием рейтинга отлично работает и просто на усиление интереса к тексту.
Мы рассмотрели наиболее важные аспекты вопроса, как цифра помогает сделать текст более интересным и привлекательным. Нюансов в этой теме намного больше, но главные, на наш взгляд, описываются в этой статье.