- Всё Про Инвестиции

Что такое SPO (вторичное предложение акций)

В ходе своей деятельности компании иногда становятся публичными – их акции начинают торговаться на бирже и любой желающий может приобрести их. После выхода на торговые площадки обычно повышается узнаваемость бренда, это положительно сказывается на функционировании, показатели обычно растут. Впоследствии руководство может принять решение о дополнительном выпуске и провести SPO, процедуру, похожую на IPO.

SPO – повторное размещение акций для публичного оборота. То есть, по сути это можно назвать новым IPO, компания предлагает новый пакет акций, который будет торговаться также, как и первичный. Как правило, предлагается крупными держателями акций из состава учредителей или венчурным фондам.

Что такое SPO (вторичное предложение акций)

На что влияет SPO

Самым главным событием в рамках биржевой торговли для компании является первичное размещение, после которого становится понятно отношение инвесторов к бумаге, по ходу торгов можно делать выводы о перспективах. Но и вторичное размещение достаточно важно. Рассмотрим SPO, как влияет на стоимость акций:

  1. Увеличивается показатель Free-float, то есть количество акций в обращении возрастает. Это положительно сказывается на торгах – обороты растут, ликвидность повышается. Соответственно, снижается вероятность манипуляций стоимостью бумаги, так как сделать это будет сложно.
  2. Общее количество акций компании не меняется. Нередко путают рассматриваемое понятие с дополнительной эмиссией, когда выпускаются новые акции.
  3. Цена после этой процедуры обычно либо продолжает расти, либо остаётся неизменной. Но это зависит от контекста и ситуации, при которой проходило вторичное размещение.

В целом, можно сделать вывод, что нет ничего особенного, на что влияет SPO. Самым важным положительным моментом является увеличение числа акций в обороте, по их стоимости можно делать адекватную оценку стоимости самой компании и определять её перспективы.

Что такое SPO (вторичное предложение акций)

Как проводится SPO

Сам процесс не такой и сложный, имеет много общего с первичным размещением, что вполне логично. Первое, что необходимо сделать компании – найти андеррайтера, то есть банк или иной контрагент, который будет проводить размещение. Следующий важный момент – определиться с ценой. Что значит SPO акций для уже имеющих акции инвесторов? При пониженной цене предложения они оказываются как бы в условном минусе, ведь они владеют этим же самым активом, который сейчас стоит больше. В то же время предлагать по завышенной цене бумаги тоже не вариант.

В этом случае может получиться так, что акции будут продаваться очень долго, а также может возникнуть чрезмерная волатильность цены бумаги на бирже. Банку аддеррайтеру предлагается сразу большая партия и по более низкой цене, а вот разницу с рыночной ценой он получает в качестве вознаграждения за проведение размещения. Поняв смысл SPO – что это, акции каких компаний можно будет покупать, инвестор может на этом неплохо заработать, так как предлагаются обычно акции крупных компаний с хорошим потенциалом.