Концептуальная схема космического самолета Dream Chaser, пришвартованного к Международной космической станции
- Новости мира бизнеса

Космическая экономика набирает обороты медленно, но растет не по дням, а по часам

12 апреля мы отмечаем бриллиантовый юбилей – 60-летие со дня первого полета человека в космос в 1961 году. Этот день до сих пор отмечается в России как День космонавта. А 16 июня 1963 года Советский Союз (Россия) также запустил первую женщину на орбите Земли – Валентину Терешкову, чемпионку по парашютному спорту. Пройдет два десятилетия, прежде чем США смогут повторить этот советский подвиг.

Однако до сих пор экономика космических полетов сильно отличалась от истории авиации. В течение двух десятилетий после первого полета братьев Райт в 1903 году авиакомпании выполняли регулярные рейсы между Лондоном-Парижем, Лондоном-Амстердамом и Лондоном-Манчестером.

Но спустя шесть десятилетий после полета Юрия Алексеевича Гагарина нет никаких «космических линий», выполняющих регулярные регулярные рейсы на орбиту, ни, скажем, между Йоханнесбургом и Нью-Йорком в полчаса. Пока что Virgin Galactic, SpaceX и Blue Origin надеются предложить туристам-миллиардерам просто развлекательные поездки. Однако частные корпорации начинают вносить вклад в экономику космоса.

Мировая космическая экономика оценивалась в 423,8 миллиарда долларов в 2019 году, последнем году, по которому имеются данные. Самый прибыльный сектор – цифровая обработка и обработка спутниковых изображений объектов на Земле или кораблей в океанах.

Следующим по значимости источником прибыли является производство спутников: SpaceX построила и запустила более 1000 спутников связи, которые действуют как ретрансляторы для Интернета. Прибыль на жестко конкурентном рынке создания космических ракет-носителей (SLV) незначительна, а теперь все они представляют собой баллистические ракеты. Действительно, Илон Маск объявил, что SpaceX открыла предприятие по производству спутников, чтобы получать прибыль от перекрестного субсидирования SLV.

Одна из причин разницы в стоимости авиации и космонавтики заключается в том, что в космонавтике называют одноразовыми ракетами-носителями. Было бы невообразимо выбросить гигантский реактивный самолет после того, как он пролетел только один раз, но это было непомерно дорогой практикой с ракетами ELV в течение шести десятилетий. Первой, кто продвинулся вперед в корпоративных операциях, была SpaceX.

Ракеты Маска примерно на треть больше, чем у их конкурентов, что дает им топливо для замедления при падении на Землю и приземлении на выдвижные ноги, как шасси. Стоимость дополнительного топлива ничтожно мала по сравнению со стоимостью создания ракеты первой ступени, поэтому SpaceX может снизить цены, предложенные ее конкурентами. Одна из его ракет Falcon 9 на данный момент взлетела 10 раз. Космическая компания Джеффа Безоса Blue Origin строит свои космические ракеты-носители по той же операционной модели.

Это первый шаг к полностью многоразовым ракетам-носителям, которые смогут взлетать и приземляться как реактивные лайнеры и иметь срок службы более 100 полетов без необходимости капитального ремонта.

В этом десятилетии мы увидим большие успехи в развитии космических полетов. Во-первых, китайцы запустили космонавтов и небольшие космические станции, и Индия последует их примеру в течение пяти лет. Первые китайские частные космические корпорации также уже работают и скоро запустят свой первый спутник.

Во-вторых, женщины сегодня составляют обычную часть большинства экипажей, а не редкость. В-третьих, следующим этапом многоразового использования станет крылатый космический корабль, способный приземлиться на любую взлетно-посадочную полосу. Крылатому космическому кораблю требуется гораздо меньше топлива для замедления; крылья и трение более экономичны в эксплуатационных расходах.

Корпорация Sierra Nevada подготовила тендер НАСА для перевозки грузов на Международную космическую станцию ​​на своем космическом самолете Dream Chaser. Следующим этапом его развития является модернизация его для размещения семи пассажиров. В этом десятилетии мы станем свидетелями первых женщин и следующих мужчин на Луне.